Get Adobe Flash player

Авиационный дизайн

1. Важность фирменного стиля для авиакомпаний


   Создание своего стиля, привлекательности и неповторимой индивидуальности является существенной стороной деятельности любой авиакомпании, направленной на привлечение заказчиков. Авиакомпании осознали, что создание нового, оживление и обновление внешнего уже сформировавшегося вида самолетов дает преимущества в конкурентной борьбе за пассажира. Поэтому яркая, запоминающаяся символика и впечатляющий дизайн являют собой внешние признаки войны
красок между мировыми авиакомпаниями, где окраска наносится не просто ради приятной наружности воздушного судна (ВС), а выступает как незабываемая визитная карточка авиакомпании для многочисленных воздушных путешественников. Авиакомпаниям все труднее торговать своей индивидуальностью, поскольку воздушные путешествия становятся все более доступными и позволительными, а большинство авиакомпании, особенно в нашей стране, все еще летают на одних и тех же типах устаревших ВС.diz1

   Поскольку за последние годы конкуренция в сфере воздушных перевозок резко возросла, индивидуальный колорит авиакомпании стал приобретать все более заметную роль. Пока вновь создаваемая или уже существующая авиакомпания не внесет каких либо незаурядных изменений, полет на ее ВС будет мало чем отличаться от полета на том же ВС другой авиакомпании. Поэтому секрет успеха заключается не только в том, чтобы создать этот колорит, но безошибочно выразить неповторимую индивидуальность – лицо авиакомпании, которым является ее наименование и фирменный (товарный) знак.

   В идеале, чтобы избежать возможных ошибок при ребрендинге уже действующей авиакомпании или создании новой, нужно на стадии принятия решения правильно позиционироваться на выборе дизайнерской компании, владеющей также и знаниями в области патентного права. В противном случае может повториться печальный пример одного из крупнейших российских авиаперевозчиков, который при выходе на международный рынок выяснил, что компания с такой аббревиатурой уже существует…. Следствие – несколько миллионов долларов на смену имени. Как правило, на создание наименования и зрительного образа будущей авиакомпании уходят месяцы. Работа начинается с исследовательской фазы, в которой анализируется рынок авиаперевозчиков, современные тенденции и направления формирования фирменного стиля, которые порой корректно «подгоняются» под текущие и предполагаемые желания заказчика. Так создается «дизайнерская платформа», на базе которой формируется образ новой индивидуальности. 
   На практике этот процесс занимает около трех – пяти месяцев и включает выполнение десятков дизайнерских вариантов. Из них выбирают несколько наиболее впечатляющих проектов, каждый из которых подвергается разностороннему опробованию на графических планшетах для оценки их эффективности, не только в плане крупномасштабного оформления ВС, но и с точки зрения их способности выглядеть броскими и запоминающимися на разнообразных объектах от багажной бирки до аэродромного автопогрузчика багажа и грузов.

   stat3

2. Этапы разработки фирменного стиля


   В идеале, к чему я всегда стремлюсь, надо начинать с нейминга. Получив от заказчика определенные пожелания, придумывается не менее дюжины, проверенных по базе РОСПАТЕНТА, охраноспособных наименований. Заказчик выбирает одно или несколько, которые дополнительно проверяются на тождество и сходство. После этого оформляется заявка на регистрацию наименования в качестве словесного товарного знака (переходящего впоследствии в логотип).
   Следующим этапом идет разработка изобразительного товарного знака, который проходит такие же этапы от проверки и до подачи на регистрацию.
   На все про все, на эти этапы очень тяжелой и кропотливой работы, уходит при лучшем раскладе около двух месяцев. Этот этап достаточно затратный и может измеряться тысячами евро. Дальше, как правило, все идет «как по маслу». Когда определено фирменное наименование, придуман фирменный знак, закреплены фирменные цвета – строятся производные: – это элементы фирменного стиля. Чем крупнее компании, тем их больше. Соответственно и цена – у нас в России от несколько тысяч до сотен тысяч за рубежом.

   Поскольку разработкой фирменного стиля у нас в России только ленивая компания не занимается, а что такое фирменный стиль как таковой, уже чуть ли не с пеленок знают даже дети, то мне хотелось бы поделиться своим опытом по созданию бренда или ребренда в авиации. И остановиться мне хотелось бы более подробно на одном из направлений в фирменном стиле – экстерьере ВС.
   На примере некоторых российских авиакомпаний, с которыми мне пришлось поработать и примере зарубежных авиакомпаний, рекламную и маркетинговую деятельность которых мне приходится отслеживать, дабы держать «руку на пульсе», я постараюсь показать несколько интересных моментов.


ИСТОРИЯ дизайна раскраски самолетов


   Бытует мнение, что дизайн раскраски самолетов ведется с «золотого века фюзеляжной живописи». Пик этого уникального искусства пришелся на Вторую мировую войну. В то время красочные изображения полураздетых красоток и забавных героев мультфильмов красовались почти на каждом боевом самолете ВВС США. И самолеты эти были больше известны по своим названиям и картинкам на носовой части фюзеляжа, чем по бортовым номерам.diz2   Однако нельзя сказать, что становление «фюзеляжной» живописи проходило беспрепятственно. Уставы начала войны, не разрешающие наносить на военную технику ничего, кроме официально установленных опознавательных знаков, обусловили и цензуру раскраски фюзеляжа. Экипажам разрешалось наносить государственную символику, эмблемы рода войск, эскадрильи и звена.

   На запрет также повлиял не вполне пристойный характер изображений. Несмотря на то, что летчикам очень нравились картинки обнаженных девушек, командование приказало, чтобы они изображались одетыми. Но ребятам хотелось, чтобы у каждой машины было свое лицо и, помимо этого, можно было отвлечься от ужасов войны, поэтому продолжали разрисовывать самолеты, понимая, что это официально запрещено. Началась настоящая война между пилотами, которые хотели придать индивидуальность своему самолету, и большими чиновниками, ратовавшими за единообразие.stat4   

   Однако вскоре авиационное командование поняло, что такая цензура серьезно снижает моральный дух солдат. Несмотря на то, что в военно-морских силах и морской пехоте такие рисунки были строго запрещены, в авиации неофициально смирились с ними, так как понимали их важность для этих отважных ребят. В конечном итоге в августе 44-го была издана директива 35-22 ВВС США, которая разрешала на самолетах индивидуальные рисунки и предоставляла определенную свободу самовыражения.stat5

   Возвращаясь в более близкое прошлое нужно отметить, что восьмидесятые-девяностые годы ушедшего века ознаменовали собой направление, которое из обычного технологического процесса дизайна и последующего покрытия поверхности гражданских самолетов в блеклые цвета со скромным указанием рабочих символов опять, как и во времена войны на примере самолетов ВВС США, превратилось в философское самовыражение.

    И это направление стало большим авиационным бизнесом, поскольку условия рынка требуют теперь уже от дизайнеров специальных знаний авиационных материалов, технологий, инструмента и пр., не имеющих прямых аналогов в других отраслях. И фюзеляж ВС стал вновь площадкой для творчества уже не пилотов, а дизайнеров. В своих проектах одни из них раскрашивают поверхности в различные цвета, размещают сюжеты, посвященные международным событиям, персоналиям, прославившим страну и т. д., другие предлагают до зеркального блеска начищать поверхность ВС, чтобы в сочетании с ярким логотипом и фирменным знаком придать воздушному судну мистически-завораживающий вид.
   Тем не менее, не всякому дизайнеру подстать найти в себе силы для творческого самовыражения, когда он сталкивается с выработкой решения единого стиля авиакомпании, у которой разнообразный парк ВС. Ведь для авиакомпаний со смешанным самолетным парком дизайн должен оставить впечатление от каждого типа ВС – от толстых коротышек АН-24, ЯК-40 или Воеing 737 и Аirbaus А320 до длинных худых Ту-134, Ту-204, Ту-214 или Вoeing 757 и полнотелых слоноподобных ИЛ-76, ИЛ-96 или Воеing 747 и А340. Именно поэтому, на этой стадии технологически каждый дизайн-проект подвергается доработкам с применением фоторетуши и высококачественному компьютерному воспроизведению. Как только выявляется полдюжины претендентов, реальность становится слишком важной, чтобы оставаться виртуальной, поэтому модели самолетов заказчика подвергаются пробной окраске обычно в масштабе 1:100. И вообще изумительное зрелище представляет собой окончательный продукт творчества после того, как вы поработали с ним с самого начала, и на стадии макета начинаете все вместе созерцать свое будущее детище, которое в скором времени сойдет с покрасочных стапелей завода и гордо начнет  бороздить просторы пятого океана! Но это только эйфория от осознания первых успехов. Далее –

 

МАРКЕТИНГ


   Реакция клиента и изучение потребностей рынка, которые помогают отобрать окончательно 2 или 3 варианта из разработанных дизайнерских моделей.stat6

   На этой стадии используются рафинированные модели и реалистические имитаторы, на которых определяется, как выбранная окраска будет выглядеть на металле. Поскольку вид ВС существенно влияет на общую имиджевую политику компании, то выбор часто субъективен: одни полагают, что образ авиакомпании выигрывает от богатства красок, другие – от обилия блеска. Но в любом варианте стараемся найти оптимальное решение и сделать воздушное судно привлекательным и узнаваемым в небе и, что особенно важно, в аэропорту.

 

ТЕХНОЛОГИЯ


   Грамотный дизайнер должен четко представлять себе весь последующий технологический процесс предлагаемого проекта раскраски ВС. Это необходимо для того, чтобы Заказчик проекта уже на стадии дизайна в первом приближении понимал, какие дополнительные затраты его ожидают. Обычно декоративная раскраска входит в базовую цену самолета, но полная раскраска по предложенному заказчиком сюжету может потребовать дополнительных расходов. Покраска включает две стадии: нанесение основы (грунта, обычно светло-серого цвета) и собственно покраска. Основа наносится для защиты от коррозии и лучшей адгезии краски с поверхностью, ею покрывают и детали из композитных материалов для предотвращения эрозии и впитывания влаги (эти детали даже в «полированном варианте» красятся).

   При декоративной покраске обычно используют 3-4 цвета, максимально – 14-15. Поверхности не покрывают более чем 2)мя слоями краски, так как эффективность покрытия, как защитного, падает, а контроль за состоянием конструкции ухудшается, увеличивается вероятность развития коррозии под слоем краски. В чисто «полированном» варианте краской наносится минимум линий, имя владельца – логотип, фирменный знак и регистрационный номер ВС.stat1   

   С учетом всех затрат, обслуживание полированного самолета на 0,06-0,3% дороже, чем полностью крашенного. Но если сравнивать расходы на обслуживание плюс стоимость сожженного топлива на перевозку своей краски крашеным самолетом, то эти расходы примерно равны. На покраску одного ИЛ-96 или Boeing 747 уходит около 1500 литров краски, которые он обречен все время «таскать» на себе.

   Отечественным дизайнерам, увлекающимся своим творчеством, не следует забывать, во что может в дальнейшем вылиться для Заказчика полет их дизайнерской мысли. Так в усредненном значении покраска ВС в базовые цвета на российских авиазаводах может стоить:
ЯК-42 $ 28500,
Ту-154 $ 32500,
ИЛ-86 $ 78500.

   Дизайнерам следует помнить и то, что, закладка в проект покраски полиуретановыми эмалями, по сравнению с акриловой краской, позволит получить экономию топлива от 5-8% для нового покрытия и до 15% после налета 2500 часов. При этом период окупаемости одного ВС примерно 4-5 месяцев, и через один год, только на экономии топлива одним покрашенным самолетом, сохраняются средства на покраску еще двух ВС того же типа.

 

РЕБРЕНДИНГ


   На мой взгляд, более глубокую основу для ребрендинга заложила авиакомпания British Airways, которая впервые к подобной мере прибегла в 1984 году, а спустя чуть больше десяти лет вновь изменила свой облик, отказавшись от своего традиционного дизайна в форме британского национального флага в пользу символов языческого искусства, которые по ее мнению, лучше символизируют ее растущую международную роль.
   В США авиакомпании Delta Air Lines, USAirways и Trans World Airlines вошли в число предприятий, обретших новую индивидуальность и повторивших свои цвета на багажных бирках и авиабилетах.
   В Южном полушарии South African Airways демонстрирует вновь обретенный дух нации посредством новой стилизованной окраски ВС, символизирующей прогресс и инициативу. В Азиатско-Тихоокеанском регионе Cathhay Pacific являет собой замечательный пример крупной авиакомпании, начавшей программу обновления внешнего вида, отражающую ее новый статус на быстро развивающихся международных рынках.
   В нашей стране примером подражания послужил Аэрофлот, который не только сменил раскраску ВС и всю фирменную символику, начиная от бирок, формы летно)технического состава и части авиационной техники, но и в корне поменял сервис, успешно вписавшись, используя современные IT-технологии, во все возрастающие требования рынка.
   Такие авиакомпании, как «Тюмень авиатранс», «Сибирь», недавно сменив свои бренды на новые, также стремятся занять свое достойное место на все возрастающем рынке авиаперевозок.
   Конечно, ребрендинг – это очень затратно, и у каждой авиакомпании эти затраты слишком индивидуальны. Так, например, по некоторым данным, для British Airways это составило около 10 миллиардов долларов. Порой возникает вопрос: а стоит ли тратить миллионы долларов на внешний вид? Окупаются ли подобные затраты? «Конечно, да», – говорит постоянно растущее число честолюбивых, конкурирующих авиакомпаний мира, убежденных в том, что новые веяния очень существенны для выживания и процветания. Этот вид бизнеса приносит реальную пользу, сочетая символику авиакомпании с реальными потребностями заказчика, придает авиакомпании новый, современный имидж и способствует улучшению обслуживания пассажиров.

   Для современных авиакомпаний эти новшества значат гораздо больше, чем преходящий, внешне привлекательный эксперимент. Нет сомнения, что эти движимые конкуренцией перемены направлены на привлечение заказчиков и идут на пользу не только им и пассажирам, но и всей воздушно-транспортной индустрии и связанным с ней многочисленным поставщикам.

 


Захаров Юрий Васильевич
Президент фирмы DENZY

 

 

Сейчас 25 гостей онлайн

Facebook MySpace Twitter RSS Feed